
Высокого развития и технического совершенства
достигла архитектура, многочисленные образцы которой (храмы и гробницы)
хорошо сохранились до наших дней. Уже в период Древнего Царства
получает отчетливое выражение та величественная монументальность,
которая становится отличительной чертой египетской архитектуры.
Грандиозные здания, созданные трудом огромного количества общинников и
рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти,
охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды,
которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб).
Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в
Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами
пирамиды и внешней облицовкой получился классический тип монументальной
пирамиды, наиболее четко выраженный в гигантских гизэхских пирамидах,
построенных близ Мемфиса фараонами IV династии — Хуфу, Хафра и Менкаура.
Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей. Храм Хафры,
состоящий из нескольких помещений, из двора, доступного для мирян, и
святилища, предназначенного для жрецов, выдержан в строгих
геометрических формах. Другим образцом архитектурного комплекса того
времени является пирамида Джосера и окружающие ее храмы и часовни. При V
династии, когда центральная власть начинает слабеть, пирамиды фараонов
постепенно уменьшаются, зато большее внимание обращается на
заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами,
изображающими обоготворенного царя. В заупокойном храме фараона Сахура
сохранились колонны, которые схематически и стилизованно воспроизводят
формы папируса и пальмы.
Зодчество Среднего Царства является связующим
звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Так, центром
погребального храма Ментухотепов (XI династия) является большая
пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над
другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма
свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся
лишь в период Нового Царства. Грандиозные развалины храмов этого времени
дают представление о расцвете египетского зодчества. Величайшим
архитектурным комплексом Нового Царства является огромный храм Амону в
Фивах, который очень долго строился и развалины которого сохранились в
Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и
Рамзеce II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов.
Площадь зала равна 5000 м2. Высота средней части зала достигает 24 м.
Отличительные черты египетской скульптуры —
фронтальность и четкая почти геометризованная статичность, — впервые
появляющиеся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего
царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего
Царства. Архаическая скованность всего тела постепенно уступает место
некоторой свободе, однако строго подчиненной фронтальности и древним
традициям торжественной монументальности. Изображая божество, царя или
близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать
идеализованный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей
позе торжественного величия. Это достигалось применением фронтального
изображения тела, т. е. размещением всех частей тела в одной
воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы статуи
фараона Хафра и вельможи Рахотепа.Данная информация взята
Комментариев нет:
Отправить комментарий