вторник, 15 апреля 2014 г.

Изобразительное искусство Древнего Египта

                                Изобразительное искусство, так же как и литература, было сильно поникнуто религиозной идеологией. Возникнув в глубокой древности, в архаическую эпоху, оно развивалось вплоть до позднего упадка египетской культуры, когда Египет находился под властью римлян. Уже в конце архаической эпохи начали вырисовываться основные отличительные черты египетского искусства: величественная монументальность формы, строгий и четкий, почти геометрический коструктивизм и типичная фронтальность. Все эти черты, однако, часто сочетались с реалистическими тенденциями, в особенности в портретных изображениях.
Высокого развития и технического совершенства достигла архитектура, многочисленные образцы которой (храмы и гробницы) хорошо сохранились до наших дней. Уже в период Древнего Царства получает отчетливое выражение та величественная монументальность, которая становится отличительной чертой египетской архитектуры. Грандиозные здания, созданные трудом огромного количества общинников и рабов, должны были выразить идею несокрушимой мощи царской власти, охраняемой религией. Таковы громадные царские усыпальницы — пирамиды, которые постепенно выросли из скамьеобразных гробниц (мастаб). Древнейшей формой пирамиды является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Благодаря заполнению пустых пространств между уступами пирамиды и внешней облицовкой получился классический тип монументальной пирамиды, наиболее четко выраженный в гигантских гизэхских пирамидах, построенных близ Мемфиса фараонами IV династии — Хуфу, Хафра и Менкаура. Поблизости от пирамид строились «заупокойные» храмы царей. Храм Хафры, состоящий из нескольких помещений, из двора, доступного для мирян, и святилища, предназначенного для жрецов, выдержан в строгих геометрических формах. Другим образцом архитектурного комплекса того времени является пирамида Джосера и окружающие ее храмы и часовни. При V династии, когда центральная власть начинает слабеть, пирамиды фараонов постепенно уменьшаются, зато большее внимание обращается на заупокойные храмы царей. Стены этих храмов украшаются рельефами, изображающими обоготворенного царя. В заупокойном храме фараона Сахура сохранились колонны, которые схематически и стилизованно воспроизводят формы папируса и пальмы.
Зодчество Среднего Царства является связующим звеном между архитектурой Древнего и Нового Царства. Так, центром погребального храма Ментухотепов (XI династия) является большая пирамида, стоящая на двух возвышенных террасах, расположенных одна над другой. Применение колоннад и полупещерный характер храма свидетельствуют о новых архитектурных формах, полностью развившихся лишь в период Нового Царства. Грандиозные развалины храмов этого времени дают представление о расцвете египетского зодчества. Величайшим архитектурным комплексом Нового Царства является огромный храм Амону в Фивах, который очень долго строился и развалины которого сохранились в Карнаке. Колоссальный колонный зал этого храма, построенный при Сети I и Рамзеce II, состоит из 134 массивных колонн, расположенных в 16 рядов. Площадь зала равна 5000 м2. Высота средней части зала достигает 24 м.
Отличительные черты египетской скульптуры — фронтальность и четкая почти геометризованная статичность, — впервые появляющиеся в конце архаической эпохи, например, в статуе сидящего царя Хасехемуи, находят свое полное выражение в статуях Древнего Царства. Архаическая скованность всего тела постепенно уступает место некоторой свободе, однако строго подчиненной фронтальности и древним традициям торжественной монументальности. Изображая божество, царя или близкого к нему вельможу, художник в большинстве случаев старался дать идеализованный образ прекрасного и сверхмощного человека в застывшей позе торжественного величия. Это достигалось применением фронтального изображения тела, т. е. размещением всех частей тела в одной воображаемой плоскости, прямо обращенной к зрителю. Таковы статуи фараона Хафра и вельможи Рахотепа.

 Данная информация взята

Комментариев нет:

Отправить комментарий